Индекс вязкости моторного масла

Виды вязкости

Выделяют два вида вязкости моторных масел. Она бывает кинетической и динамической.

Кинетическая показывает текучесть жидкости при нормальных и высоких температурных показателях. Нормальной признана температура 40 °С, высокой считаются 100 °С. Измерить кинетический показатель можно с помощью особого прибора. Он показывает время, которое требуется для полного истечения смазки при определенной температуре. Параметр измеряется в мм²/с.

Что такое динамическая вязкость моторного масла? Этот параметр можно определить опытным путем. Он показывает, какая сила сопротивления возникает у лубриканта при движении двух слоев масла, которые отдалены друг от друга на 1 см и движутся со скоростью 1 см/с. Единицей измерения динамической вязкости является Паскаль-секунда.

Для чего определяют вязкость

Вязкость меняется в зависимости от назначения и других факторов. Таких как:

  • Условия работы ДВС;
  • Режимы работы;
  • Степень износа;
  • Вида топлива;
  • Сезонности.

Понятно, что в гоночном режиме или при работе с прицепом, новому или с большим пробегом двигателю, потребуется масло с разной вязкостью. Чтобы подобрать оптимальный вариант и определяют его вязкость, степень которой отражает цифровой индекс.

Индекс вязкости

Индекс вязкости моторного масла характеризует способность лубриканта к тягучести. Это определенная величина, которая показывает степень той самой тягучести при смене температурного режима.


Лубриканты, с высоким индексом вязкости обладают следующими свойствами:

  • быстро и равномерно растекаются по поверхности деталей при холодном запуске мотора за счет сильной текучести;
  • вязкость жидкости увеличивается при нагреве движка. Благодаря этому защитная пленка способна удерживаться на движущихся элементах.

Лубриканты с высоким индексом вязкости быстро и легко подстраиваются под изменения температуры. У масел с низкой вязкостью такая способность снижена. Они более жидкие и создают на механизмах очень тонкую предохраняющую пленку. По этой причине в холодное время года запуск двигателя часто затруднен. В условиях высоких температур силовому агрегату сложно преодолеть большую силу трения.

Предлагаем ознакомиться  Подготовка к покраске и покраска автомобиля своими руками. Полный набор инструкций

Как подобрать необходимую вязкость

Вязкость автомобильного масла для разных ДВС должна быть разной. Для двух- и четырехтактных силовых агрегатов показатели сильно различаются. Для систем, где масло смешивается с бензином, масло должна быть максимально текучим. Подбор масла осуществляется на основании требований производителя. В руководстве по эксплуатации прописано, какая по вязкости необходима.

При эксплуатации авто в холодное время года требуется выбирать масло с зимним классом вязкости. Точный выбор класса осуществляется согласно конкретным климатическим условиям. Например, в умеренных широтах лучше покупать масло классов 5W, 10W, 15W. Аналогично выполняется подбор высокотемпературного клааса вязкости масла н – исходя из требованийц автопроизводителя и температурного режима окружающей среды.

При постепенном износе двигателя рекомендуется использовать более густое моторное масло в сравнении с допуском производителя. Это объясняется расширением рабочих зазоров. В этом случае также следует учитывать специфику конструкции машины и ее ресурс.


Износ старых машин более выражен, поэтому им подойдут смеси с вязкостью выше на порядок или два.

Международные стандарты вязкости моторных масел

После того, как были созданы специальные приборы для определения вязкости моторного масла, была принята новая, более точная классификация – SAE J300. Согласно ей, существует 11 классов вязкости:

  1. SAE 0W;
  2. SAE 5W;
  3. SAE 10W;
  4. SAE 15W;
  5. SAE 20W;
  6. SAE 25W;
  7. SAE 20;
  8. SAE 30;
  9. SAE 40;
  10. SAE 50;
  11. SAE 60.

По классификации SAE классы делятся на летние и зимние. В маркировке летних классов нет букв. Они отвечают за вязкость масла при рабочих температурах. Поведение при низких температурах для масел, имеющих только летний класс, не регламентируется.

Зимние классы обеспечивают легкий и быстрый холодный запуск. При высоких температурах зимние классы имеют низкую вязкость, неподходящую для рабочих температур.

Предлагаем ознакомиться  Стоимость нормо-часа (механический участок)


Сейчас в продаже вы найдете в основном только всесезонные масла . Они содержат специальные присадки и модификаторы, в которых скомбинированы признаки зимних и летних масел. Всесезонные масла можно использовать круглый год.

Можно ли смешивать моторные масла разной вязкости?

Есть масса причин, по которым некоторые водители смешивают масла. Можно ли такое предпринимать? Да, но с оговорками. Смешение масел не причинит мотору сильного вреда, если следовать определенным правилам. При соблюдении рекомендаций химические реакции между разными жидкостями не вызовут выпадение осадка, появление пены и иные негативные последствия.

Масла стандартизированы по API и АСЕА. Каждый из них предъявляет особые требования к безопасности, при которых допускается смешивание. Делать «коктейль» из масел, которые различаются по вязкости можно только в крайних, исключительных случаях. Например, если во время путешествия уровень масла снизился до критической отметки, а под рукой нет подходящего продукта. Дальнейшая эксплуатация автомобиля в этом случае будет зависеть от разницы между «старым» и «новым» маслом.

Очень близкими по классам вязкости являются масла 5W-30 и 5W-40 (тем более, если они от одного изготовителя). Такая смесь может отслужить свой срок до очередной, плановой замены. Также допускается смешивание масел, соседствующих по индексу динамической вязкости: к примеру, 5W-40 и 10W-40. В ходе процесса образуется некоторое усредненное значение. Оно зависит от пропорций составов. В нашем примере получится масло с условной вязкостью 7,5W-40, если смешивать жидкости одного и того же объема.

К длительному использованию допускается смесь, которая создана из масел соседних классов. Речь идет о смешивании синтетики и полусинтетики, а также минеральных и полусинтетических смесей. На таком масле можно ездить долгое время, хотя это совсем нежелательно. Если пришлось смешать синтетику и минералку, то необходимо как можно скорее добраться до сервиса и произвести полную замену масла.

Предлагаем ознакомиться  Все коды ошибок Ford: расшифровка и способы исправления неисправностей

Смешивание моторных масел разной вязкости одного производителя не грозит практически никакими последствиями. Если в масло премиальных брендов добавить схожее по вязкости, то на автомобиле можно ездить очень долго, не испытывая никаких трудностей с пуском двигателя.

При смешивании разных моторных масел необходимо принимать во внимание допуски автомобильных концернов. Часто концерны прямо прописывают в руководстве по эксплуатации: масло обязано отвечать требованиям допуска. Если его нет, применять его нельзя нельзя. Это может привести к серьезным поломках.

Если вам срочно нужно долить масло в двигатель, заезжайте в ближайший автомагазин и приобретайте лучший из имеющихся продуктов. Например, если вы используете полусинтетический состав 5W-40, то покупайте 5W-30 (при условии, что нет аналога). При этом руководствуйтесь советами, которые даны выше. Главный принцип выбора – масла должны как можно больше походить друг на друга.

Оцените статью
Совет
Adblock detector