Почему электролит в аккумуляторе бывает мутным?

Что делать если помутнел или почернел электролит аккумулятора

Дата публикации: 11 августа 2020. Категория: Автотехника.

Электролит – это главный компонент аккумуляторной батареи, благодаря которому осуществляется накопление и удержание необходимого количества заряда. АКБ не вечна (срок эксплуатации составляет порядка 5-7 лет, при условии, что она была куплен у надежного производителя). Однако, иногда автовладельцы сталкиваются с тем, что жидкость батареи приобрела мутный или даже черный оттенок еще задолго до окончания срока службы этого элемента.

Цвет нового электролита можно сравнить со слезой ребенка. Это не удивительно, ведь он состоит только из дистиллированной воды и концентрата серы. Оба компонента отличаются совершенной прозрачностью (если заглянуть внутрь аккумулятора через открытые пробки можно легко увидеть свинцовые пластины). Если источник питания исправен, и не наблюдается никаких проблем, то этот цвет не будет меняться на протяжении очень долгого времени. При потемнении жидкости или появлении осадка, стоит разобраться в причинах такого проявления и по возможности исправить ситуацию.

Меняем электролит

Как заменить в аккумуляторе электролит: снимаем пробуИтак, давайте представим ситуацию, что потребовалась полная замена электролита. Что на это должно указывать? Оценка частично происходит при визуальном осмотре.

  • Электролит вместо прозрачного стал мутным, либо поменял свой цвет.
  • Вторая причина – не получается отрегулировать плотность после зарядки аккумуляторной батареи.
  • Также стоит задуматься о полной замене, если ваша относительно новая АКБ стала очень быстро разряжаться после его подзарядки на полную, от переносного зарядного устройства.
  • Естественно, если вы обнаружили, что в одной из банок электролит отсутствовал полностью
  • Электролит замерзает при минусовых температурах.

Совет! Мутный электролит говорит о том, что завод изготовитель залил внутрь некачественный продукт, либо же таковой был использован при самостоятельной доливке. Подобный эффект происходит также, когда вместо дистиллированной воды в батарею наливают водопроводную, либо же купленный дистиллят содержал ненужные примеси.

Что еще можно сказать по внешнему виду взятого на пробу электролита?

Совсем неприглядный вид

  • Самая страшная причина, по которой может мутнеть электролит – это осыпание и повреждение пластин. На данную неисправность указывает мутный серый осадок.
  • Если электролит приобрел очень темный и даже черный цвет, то это говорит о плохом качестве его компонентов: воды и кислоты.
  • Не стоит забывать о возможности возникновения короткого замыкания на одной или сразу нескольких секциях батареи. В таком случае жидкость приобретает коричневый цвет.

Стоит понимать, что если в вашем аккумуляторе начались процессы разрушения пластин, либо же произошло короткое замыкание, замена электролита на новый может не принести никаких улучшений в работоспособности батареи. Восстановить его в таком случае можно только отремонтировав поврежденные секции, чего невозможно сделать без специального оборудования, хотя и целесообразность таких мер находится под сомнением – намного проще пойти и купить новую АКБ.

Предлагаем ознакомиться  Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ 2107

В остальных рассмотренных случаях замена электролита не только возможна, но и с большой долей вероятности полностью восстановит работоспособность батареи. Помимо этого своевременное вмешательство способно увеличить срок службы аккумулятора.

Умный аккумулятор сам подскажет, что с ним нужно делать

Помутнение электролита

Есть несколько причин подобного явления. Многие полагают, что все дело в пыли, которая попала в банки аккумулятора. Однако подобное происходит крайне редко, особенно если речь идет о необслуживаемых АКБ, которые фактически представляют собой герметичные емкости. Поэтому эту причину сразу отсекаем.

Если жидкость помутневшая, то стоит вспомнить, какая вода использовалась при обслуживании агрегата в последний раз. Нужно запомнить раз и навсегда, применять воду из-под крана, даже если она выглядит очень чистой и прозрачной нельзя (и уж тем более техническую воду). Подходит только дистиллированная жидкость.

Иногда электролит остается относительно прозрачным, но в нем появляются включения, которые образуют осадок. Это говорит о том, что пришлось столкнуться с сульфатацией пластин.

Если жидкость помутнела и при этом приобрела серый или свинцовый оттенок, то это говорит о сильной разрядке АКБ. К счастью, все эти проблемы можно решить самостоятельно, без замены электролита или покупки нового аккумулятора.

Почернение электролита

Если жидкость приобрела угрожающе темный цвет, то стоит в первую очередь рассмотреть вероятность осыпания намазки. В половине случаев появления таких проблем все объясняется тем, что электроды покрылись ржавчиной в силу своего преклонного возраста. Постоянно разрушаясь они начали частично превращаться в труху, которая осела с пакетах-сепараторах.

Если эксплуатировался разряженный аккумулятор, то это также могло привести к осыпанию этого материала (что и происходит в 50% случаев). Дело в том, что по своему химическому составу разряженная намазка (еще не осыпавшаяся) отличается от заряженной. В первом случае она долго не задерживается на пластинах и быстро осыпается. Этим и объясняется то, что разряженную АКБ категорически запрещается сильно встряхивать.

Интересно! В военные годы, танкисты могли пойти под трибунал, если допускали разряд батареи более чем на 25%.

Также бывают и обратные ситуации, когда батарея испытывает слишком сильное напряжение (порядка 15-16 Вольт). В этом случае электролит начинает кипеть с такой силой, что с пластин осыпается намазка даже только что купленной АКБ. Перегрев может быть вызван и неисправностью генератора, или регулятора, отвечающего за напряжение. Нередко к таким последствиям приводят «хитрости» водителей, которые для заряда используют самодельные приборы сомнительного качества.

Важно! Температура жидкости в аккумуляторе не может превышать 40 градусов. В противном случае начнется химическая реакция или кипение. Из-за этого электролит теряет все свои качества и меняет цвет.

Предлагаем ознакомиться  Виды и свойства присадок в двигатель для повышения компрессии

Но, что же делать, если жидкость сильно потемнела? В первую очередь нужно проверить, произошло ли это только в одной части аккумулятора или во всей АКБ.

Приступаем к замене

Учтя все моменты и тонкости, давайте перейдем к тому, как поменять электролит в аккумуляторе своими руками. Итак:

  • Первым делом давайте разберемся, как правильно из аккумулятора электролит слить. Многие «умельцы» для быстрого удаления жидкости просто пытаются его перевернуть над открытой тарой, но такой подход в корне неверен просто потому, что в большинстве случаев приводит к окончательному выходу аккумулятора из строя.
  • Причина вот в чем. Осадок, который располагается на дне аккумулятора, при переворачивании устремляется вслед за электролитом, и его частицы застревают между пластинами. Впоследствии, эти частицы с 99% вероятностью станут причиной короткого замыкания, поэтому действовать можно только в следующей последовательности.
  • Выньте аккумулятор из автомобиля и установите его на удобной для работы высоте на ровное жесткое основание.

Извлечение аккумулятора

  • Хорошенько вытрите его корпус чистой тряпкой, удаляя все загрязнения с поверхности. Тряпку лучше всего намочить легким (пару ложек на литр воды) раствором соды, чтобы убрать все следы окислов.
  • Далее откручиваются все заливные пробки. Теперь можно производить замеры плотности электролита, оценку его цвета во всех емкостях по отдельности.
  • При помощи мультиметра замеряем напряжение аккумулятора, кстати, этот инструмент мы не внесли в список инструментов, поэтому исправляемся теперь.
  • Определив, что электролит нуждается в замене по тем принципам, что мы называли выше, откачиваем его из банок любым удобным инструментом. Удобнее всего взять 50-ми миллиграммовый шприц и надеть на него тонкую полимерную трубочку, которая достанет до самого дна. При выкачивании не делайте обратных движений поршнем, так как взбаламученный осадок даст эффект сродни тому, что мы описывали при переворачивании аккумулятора.

Заливаем в банки дистиллированную воду

  • В пустые банки теперь нужно налить дистиллированную воду, после чего аккумулятор нужно слегка покачать из стороны в сторону. Таким образом, осуществляется промывка. Болтать сильно не рекомендуем все по той же причине, связанной с осадком. Да и тяжеловато это.
  • Откачиваем воду и заливаем новую. Отсюда можно сразу сделать вывод, что жидкости потребуется довольно много, так как повторяться процедура будет до тех пор, пока она не станет прозрачной.
  • Как только банки стали чистыми, можно приступать к заливке электролита. Делайте это осторожно и только через воронку, чтобы капли не летели вокруг. Наливайте его до тех пор, пока банки полностью под ним не скроются, при этом не нужно стремиться, чтобы плотность была на нужном уровне сразу. Как мы помним, она изменится после полной зарядки устройства.
  • Подключаем аккумулятор к зарядному устройству, и ждем полной зарядки. Кстати, скорость зарядки во многом зависит от типа устройства – какие-то справятся за 12-13 часов, а какие-то за сутки, при этом, чем медленнее подается заряд, тем лучше для батареи.
Предлагаем ознакомиться  Как правильно переключать передачи на механике

Такая зарядка попутно покажет напряжениеСовет! Заряжать аккумулятор лучше с вывинченными пробками, так как электролит начинает через некоторое время кипеть. Накройте его полиэтиленовым пакетом, чтобы капли не разлетались по сторонам.

  • После полной зарядки, спустя несколько часов, чтобы аккумулятор успел остыть, при помощи ареометра проверьте текущую плотность электролита.
  • По результатам замеров определяем нужно ли долить в банки один из компонентов (кислоту или воду)

Сливаем электролит эффективно

Вот процедура закончена, и, казалось бы, все достаточно просто, однако стоит учесть, что слить жидкость полностью из аккумулятора так не выйдет. Вот еще несколько советов, которые помогут выполнить всю процедуру наиболее верно:

  • Выбирая жидкость из аккумуляторной батареи, слегка наклоните его в сторону. Можно под один край подставить небольшую дощечку, однако помним, что трясти и переворачивать его нельзя.
  • В качестве трубки, которую можно надеть на шприц или носик клизмы, очень удобно использовать обрезок от капельницы, главное, чтобы диаметры этих деталей подходили друг к другу.
  • Перед заливкой дистиллированной воды обязательно верните аккумулятор в горизонтальное положение.
  • Сливается вода аналогично электролиту, с небольшим наклоном корпуса аккумулятора в сторону. Причем наклоны можно давать в разные стороны, чтобы процедура была более эффективной.
  • Заливая новый электролит, нужно держать в голове, что изначально его плотность выше нормы. Это автоматически означает, что кислота будет в дальнейшем разбавляться дистиллированной водой. Помните, что итоговая плотность доводится до нужной только после полной зарядки батареи.
  • После того, как электролит залит в аккумулятор, потребуется его пару раз наклонить из стороны в сторону, как мы это делали при промывке. Такая манипуляция позволить удалить пузырьки воздуха, которые могли задержаться в пластинах. После этого аккумуляторные банки прикрываются сверху, а сам он остается для отстаивания на несколько часов.

Добавка к кислотному электролитуДалее нужно снова проверить уровень жидкости в банках и подлить ее при необходимости. По мере надобности в электролит добавляется специальная присадка, позволяющая удалить образовавшиеся сульфаты с электродов. Снова наступает период ожидания, теперь мы ждем, пока не выйдут окончательно все пузырьки воздуха под воздействием электролита, и пока не растворится добавленная нами присадка.

Совет! Растворение добавки происходит в течение двух суток, после чего только начинается зарядка. Отсюда можно сделать вывод, что на время, потраченное на восстановление аккумулятора, вам потребуется запасной, особенно если вы активно используете свой транспорт.

Оцените статью
Совет
Adblock detector