- Диагностика неисправностей для датчика кислорода лямбда: основные принципы
- Проверка состояния защитной трубки
- Влияние неисправности кислородного датчика лямбда: причина отказа
- Как проверить лямбда зонд осцилографом, мультиметром, тестером датчика кислорода, анализатором выхлопных газов: устранение неисправностей.
- Проверка лямбда зонда анализатором выхлопных газов
- Неисправность кислородного датчика лямбды: симптомы
- Подогрев лямбда зонда.
- Преимущества нагрева датчика лямбда:
- Признаки, причины и устранение неисправностей лямбда зонда при проверке осмотром его состояния:
Диагностика неисправностей для датчика кислорода лямбда: основные принципы
Автомобили, оснащенные системой самодиагностики, могут обнаруживать неисправности, возникающие в цепи управления, и сохранять их в памяти неисправностей. Обычно это отображается через индикаторную лампу двигателя – «чек», «check engine». Память неисправностей затем может быть считана с помощью сканера через разъём OBD-2.
Для более точной диагностики через EOBD, мониторинг при компьютерной диагностике лямбда-датчика был расширен, чтобы считывать следующие пункты диагностики:
- Разомкнутая цепь;
- Эксплуатационная готовность;
- Короткое замыкание на массу блока управления;
- Короткое замыкание на плюс;
- Обрыв кабеля и срок службы датчика кислорода лямбда.
Для диагностики сигналов от лямбда-датчика блок управления использует форму частоты сигнала. Для этого блок управления рассчитывает следующие данные:
- Максимальное и минимальное обнаруженное значение напряжения датчика кислорода;
- Время между положительным и отрицательным положением,
- Лямбда-контроллер, регулирующий соотношение в топливо-воздушной смеси – богатая или бедная;
- Определение порога лямбда-контроля,
- Напряжение датчика и длительность периода.
Проверка состояния защитной трубки
В первую очередь необходимо изучить спецификации производителя, так как именно в инструкции изготовителя указаны условия эксплуатации, которые должны соблюдаться как основной принцип. Наряду с электронными проверками состояние защитной трубки лямбда зонда автомобиля дает важную информацию о работоспособности датчика.
Влияние неисправности кислородного датчика лямбда: причина отказа
Существует несколько причин, по которым лямбда датчик может выйти из строя:
- Внутренние и внешние замыкания лямбда зонда.
- Нет заземления / напряжения.
- Перегрев зонда.
- Нагар / загрязнение.
- Механическое повреждение датчика
- Использование этилированного топлива / присадок
Существует ряд типичных неисправностей лямбда-датчиков, которые происходят наиболее. В следующем списке приведены причины неисправностей выявленных в результате диагностики:
Неисправности лямбда датчика | Причины |
Защитная трубка или корпус зонда забиты остатками масла | Несгоревшее масло попало в выхлопную систему, например, из-за неисправных поршневых колец или маслосъёмных колпачков |
Нет доступа к эталонному воздуху, воздух не поступает. | Зонд установлен неправильно, контрольное отверстие для воздуха заблокировано |
Повреждение в результате перегрева | Температура превысила 950 °C из-за неправильно выставленного зажигания или проблемы с регулировкой клапанов |
Плохое соединение на контактах | Окисление проводов датчика |
Обрыв проводки | Плохо проложенные провода, перетирание кабеля, укусы грызунов |
Отсутствие заземления | Окисление, коррозия в выхлопной системе |
Механические повреждения | При установке перетянут датчик. Момент затяжки превышен. |
Химическое старение | Частые непродолжительные поездки |
Свинцовые отложения | Использование этилированного топлива |
Как проверить лямбда зонд осцилографом, мультиметром, тестером датчика кислорода, анализатором выхлопных газов: устранение неисправностей.
Как основной принцип, перед каждой проверкой должен проводиться визуальный осмотр, чтобы убедиться в отсутствии повреждений кабеля или разъема. Система выпуска не должна иметь утечек.
Для подключения диагностического устройства рекомендуется использовать переходной кабель. Также необходимо убедиться, что лямбда-контроль не активен в некоторых рабочих состояниях, например во время холодного запуска до достижения рабочей температуры и при полной нагрузке.
-
Проверка лямбда зонда анализатором выхлопных газов
Одним из самых быстрых и простых тестов является измерение с помощью четырехгазового анализатора выбросов.
Процедура проверки датчика выполняется так же, как испытание на выбросы выхлопных газов. При достижении двигателем рабочей температуры, то путем снятия шланга примешивается ложный воздух в качестве переменной возмущения. В результате изменения состава выхлопных газов также изменяется значение лямбда, которое рассчитывается и отображается тестером выхлопных газов.
Для получения верных значений необходимо знать значения лямбды производителя, а также соблюдать условия подключения примешиваемого воздуха.
Однако эта диагностика датчика кислорода лямбда определяет только – работает ли лямбда-контроль. Электрический тест невозможен. При этой процедуре существует риск, что современные системы управления двигателем контролируют смесь посредством точного определения нагрузки, так чтобы λ = 1, несмотря на то, что лямбда-контроль не работает.
Неисправность кислородного датчика лямбды: симптомы
Признаками неисправности лямбда-датчика вместе или по отдельности могут быть следующие симптомы:
- Высокий расход топлива.
- Плохая работа двигателя.
- Выброс едких выхлопных газов.
- Загорается контрольная лампа двигателя – «check engine».
- Код ошибки сохраняется даже после удаления ошибки сканером.
Подогрев лямбда зонда.
Первые лямбда-датчики не нагревались, поэтому их необходимо было устанавливать рядом с двигателем, чтобы максимально быстро достичь их рабочей температуры. В настоящее время лямбда-датчики имеют встроенную функцию предварительного подогрева. Это означает, что датчики также могут быть установлены вдали от двигателя.
Преимущества нагрева датчика лямбда:
Зонд не подвергается высокой тепловой нагрузке. Нагрев датчика позволяет достичь своей рабочей температуры в короткий промежуток, сводя к минимуму время, пока лямбда-контроль не активен. Чрезмерное охлаждение предотвращается в режиме ожидания, когда температура выхлопных газов не высока. Нагретые лямбда-датчики имеют более короткое время отклика, что положительно влияет на скорость управления.
Признаки, причины и устранение неисправностей лямбда зонда при проверке осмотром его состояния:
- Защитный кожух лямбда зонда сильно закопчен сажей
Причина: Двигатель работает на слишком богатой смеси
Устранение: Необходимо заменить зонд и устранить причину чрезмерно богатой смеси, чтобы предотвратить повторное загрязнение зонда. - Блестящие депозиты на защитной трубе
Причина: Использование этилированного топлива
Устранение: Свинец разрушает элемент зонда. Необходимо заменить датчик и проверить каталитический нейтрализатор. Замените этилированное топливо неэтилированным топливом. Выясните какие АЗС на пути регулярных поездок продают качественное топливо. - Налет белого или серого цвета на датчике кислорода
Причина: Двигатель сжигает масло, дополнительные присадки в топливе.
Устранение: Необходимо заменить зонд и устранить причину сгорания масла. - Неправильная установка лямбда зонда
Причина: Недостаточно опыта, не читал инструкцию, кривые руки. Во время монтажа необходимо использовать предписанный специальный инструмент и соблюдать момент затяжки.
Устранение: Заменить лямбда датчик на новый или рабочий.
6. Проверка функции нагрева лямбда зонда. Устранение неисправности.
Для проверки нагревательного элемента питания лямбда зонда можно проверить внутреннее сопротивление и напряжение питания.
Для этого отсоедините разъем от лямбда-датчика. Со стороны лямбда-датчика используйте омметр для измерения сопротивления на обоих проводах нагревательного элемента. Сопротивление должно быть от 2 до 14 Ом. На стороне автомобиля используйте вольтметр для измерения напряжения питания. Напряжение должно быть больше 10,5 V (бортовое напряжение).
При обнаружении обрыва цепи устраните неисправность. Ниже приведена таблица назначения проводов и цвета проводов датчиков лямбда в зависимости от типа.